Печать
13
Сен

Иранское кино: новое лицо Востока

. Размещено в Искусство

иранское киноНовое кино Ирана - это кино нового Ирана, древней страны, начавшей в 1979 году свою историю с белого листа. Исламская революция, принесшая с собой новый, так напугавший Запад порядок, словно подхватила подзабытый к тому времени и у нас ленинский лозунг о наиважнейшем из искусств. Оставив в стороне политический контекст, остановимся вкратце на путях развития иранского кино.

Исламские требования, ставшие отныне государственными, устанавливали в отношении личности по большому счету один-единственный императив - нравственный. Это, кстати, тот самый ключ, который необходим для понимания процессов, происходящих в этой близкой и одновременно далекой нам стране, мнения о которой из-за скудости информации варьируются в России от "закрытая и консервативная" до чуть ли не "тоталитарная".

То, что узаконенная теперь мораль подкреплялась религиозными атрибутами, было вполне естественно для общества, где искони исповедуется ислам, как, впрочем, и для любого другого неисламского общества. Возможно, требования эти были на первых порах жестки, но на развитие иранского кино они оказали самое благотворное влияние.

Отправив на пыльную полку истории практически весь прежний "безликий и бессодержательный" кинематограф, революция требовала новых "певцов", идеологических сторонников. Впрочем, в отличие от нашей истории, никто не требовал от новых ли, старых ли кинематографистов создания киноплакатов, "агиток". Не было определено некой догмы, которая бы сковывала режиссеров и сценаристов в их творчестве.  Кроме, правда, одной, уже упоминавшейся. Причем, исламская мораль не была более жесткой, чем любая иная конфессиональная в иных странах и при иных режимах. Характерный пример: среди редких зарубежных фильмов в персидских кинотеатрах регулярно показывают картины Андрея Тарковского, чье творчество было признано мусульманскими богословами абсолютно приемлемым для иранского общества.

На начальном этапе, не имея достаточно денег, но имея желание и массу профессионалов и любителей, желающих делать кино, новое руководство страны нашло все же силы и средства для развития киноискусства. В первые годы революции было создано множество факультетов в вузах, студии, киношколы и центры, где молодое поколение обучалось азам кинопрофессий. Изыскивались средства для создания пусть и короткометражных, а порой и вовсе снятых на бетакам кинолент. И хотя средства были невелики, а некоторые короткометражки (причем, не только студенческие, но и снятые профессионалами) и малобюджетными не назовешь, для стремительного роста иранского кино из младенца в зрелую кинематографию эти первые годы оказали решающее значение.

Предоставленная студентам возможность изучать не только теорию, но и осваивать практику принесла плоды уже через несколько лет. К концу 80-х на международных кинофестивалях было заявлено о существовании нового иранского кино, чье появление в условиях, когда отношение к стране было если не негативным, то настороженным, вызвало в киномире удивление и восторг.

Поначалу это были детские фильмы, либо фильмы о детях, и это было характерно не только для "фестивального", но для всего персидского кино. Возможно, это была планомерная установка, возможно, иранские режиссеры интуитивно (верней, вполне естественно) искали и находили ту самую нравственную чистоту в детях. Этим, вероятно, объясняется некоторая дидактичность иранских картин, оправданная хотя бы тем, что вовсе не мешает целостному и свободному развитию личности.

На оригинальность новых иранских фильмов повлияли не только богатая история древней страны и великого народа, не только то, что у нас называется "возвращением к корням", но и то, например, что некоторые молодые режиссеры волей-неволей оказались освобождены от знакомства с "массовым" кино, своим или зарубежным.

Так, ныне известный на весь мир Мохсен Махмалбаф, которому в год революции было 22, по его же словам, до того не видел кино вовсе. Но и на него, и на другую мировую знаменитость - Аббаса Кьяростами сильнейшее влияние оказал итальянский неореализм: картины де Сики и других в числе редчайших исключений попадали на персидские экраны.

иранское кино

Аббас Киаростами

иранское кино

Мохсен Махмальбаф

И все же даже этих "флагманов" иранского кино, представляющих страну и ставших в какой-то степени ее лицом, касались цензурные ограничения. До последнего времени две картины Махмалбафа были в Иране под запретом, а "Вкус вишни" Кьяростами, получивший Золотую Пальмовую ветвь в Каннах-99.

И все же не эти сухие данные важны в иранском кино - важны сами фильмы. Отрицая не столько западный образ жизни или западные киностандарты, персидские режиссеры отрицают "массовость" в кино, превращение его в бизнес, фабрику уже и не грез, а обмана и развращения зрителя. Как бы смешно и нелепо (в старой советской манере) ни звучали эти слова, но они отражают основную тенденцию иранского кино.

Своей чистотой и простотой иранские фильмы напоминают разве что кино Японии середины века, когда мир узнал имена Мидзогути, Одзу, Куросавы и других. Если помножить это на знакомую нам персидскую классическую поэзию, на кино Параджанова, Рехвиашвили и Иоселиани, а также присовокупить итальянский неореализм и "Любить" Калика, мы получили приблизительное, но вовсе не полное представление о тенденциях нового иранского кино.

Медитативность и поэтичность восточного человека, героя этих картин, красота и разнообразие персидской природы вкупе с желанием режиссеров говорить правду, повествовать о реальности, стараясь вычленить из нее позитивное зерно, создают причудливые и пленительные полотна. Немалую роль играет и вера, любовь к Богу, тонко и целомудренно адресованная не только к зрителям и к героям картин, но и к актерам (так, у Кьяростами из фильма в фильм актеры предыдущих лент становились героями его новых картин). И так же, как нравственная высота Тарковского была признана и принята в исламском Иране, так и новое персидское кино может стать актуальным для России, так как апеллирует к ценностям и душевным качествам, которые были и остаются важными и для нашего общества.

На сайте

Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Путешествие в Иран

Иран - Ваш бизнес партнёр

Исламская банковская и страховая система в Иране

Экономика Ирана в 4-х томах

Украина - Иран: познание и доверие - путь к партёрству

 

book iran3

Сайты - партнёры

Связаться с нами

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.